Нижерасположенный текст вряд ли содержит что-то новое для самостоятельных путешественников. Он предназначен для тех, кто не понимает, почему и каким образом проверяются основания для въезда в страну назначения или транзита авиаперевозчиками. Из-за невежества они удивляются, почему эти требования предъявляются, а если они не выполняются -- почему и на каком основании авиакомпания прекращает договор перевозки.
Вот пример такого возмущения:
[0]=68.ARD2g8MbivbQPIwau_3j1IndgmJv1PNLMH6PMlkd_iq6k6RYcDQVSgWClB00dMopJfvoFVU9ry6AzlMdtlFodrhp-TUsGkswNyMWkRWetMuxTJ24fv589vskqX9v1E5xbAJ7sSpA-vW5MUmSamFUJNtfcwXe35_j5mlMGHDSVVBj4iQQ-9uB3Z0&tn=H-R
Итак, прежде всего -- это НЕ требование, произвольно устанавливаемое самой авиакомпанией. Удивительно, что никто в наше время не знает (я заглянул в комменты к посту), что существует база Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA) под названием Timatic. В соответствии с предписаниями IATA, перевозчики (ещё раз -- перевозчики, а не пограничные службы, которые опираются, разумеется, на внутреннее иммиграционное законодательство и на основанные на нём указания своего руководства по обеспечению его выполнения) обязаны проверять соответствие документов пассажира рекомендациям Timatic'a критериям допуска к перевозке в страну конечно назначения или транзита.
Естественно, рекомендации Тиматика основаны, в свою очередь, на иммиграционном законодательстве этой страны, однако для перевозчика тест на соответствие документов проводится именно на основании Тиматика, а не внутреннего иммиграционного закона страны въезда или транзита. В свою очередь, необходимость следования рекомендациям IATA вытекает не только из членства перевозчика в этой организации, но и прямых указаний законодательства, в частности российского.
Так, в соответствии с подп. 1) п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса, самостоятельным основанием прекращения договора перевозки по инициативе авиакомпании является "нарушение пассажиром [...] при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита"; таким образом сами по себе действия авиакомпании UTair (или ее агентов на стойке регистрации из числа сотрудников аэропорта) по проверке соответствия пассажира условиям въезда или транзита в страну ЕС совершенно законны, причём указанные в ст. 107 Возд.К правила, повторю, проверяются всеми авиакомпаниями именно по базе IATA -- это абсолютно тотальное правило оборота, никакой суд против этого не восстанет. Причина же такой проверки очень проста -- если пассажир нарушает правила въезда или транзита, то в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о воздушном сообщении, перевозчик, который допустил его к посадке на свой рейс, уплачивает государству въезда или транзита крупный штраф, затем за свой счёт осуществляет его депортацию в страну выезда и, что очень важно, рискует получить отмену Росавиацией назначения на данную линию, поскольку если в ФАВТ получат представление от зарубежного партнёра о том, что российский перевозчик игнорирует иммиграционное законодательство этой стороны, им ничего не стоит определить назначенным другого перевозчика (в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями стороны определяют число назначенных перевозчиков с каждой стороны, а затем межведомственная комиссия выбирает из российских перевозчиков того, кто будет назначен на линию, и этот выбор утверждается приказом ФАВТ).
Вот почему авиакомпании не только всегда проверяют соответствие документов Тиматику, но и зачастую оказываются строже и чем иммиграционный закон, и даже чем Тиматик, -- в их интересах максимально строгое и безопасное для них прочтение этих правил. И вот почему именно лоукосты (хотя UTair не лоукост) всегда жёстче прочих перевозчиков следят за выполнением этих правил. Я мог бы привести много примеров того, как авиакомпании (особенно лоукосты) безосновательно отказывали в посадке российским пассажирам; из наиболее известных случаев -- систематический отказ филиппинского лоукоста Cebu Pacific в перевозке гражданам России из Боракая в Шанхай, откуда у них как правило рейс Аэрофлота; причина в том, что правила о безвизовом транзите в Шанхае читались ими как дискреционные -- т.е. по усмотрению иммиграционного офицера КНР, а это сохраняло гипотетическую возможность отказа во въезде в страну и необходимость депортации. Другие очень известные случаи отказа лоукостов -- и также по причине формальной дискреционности предоставления безвизового транзита -- это Сингапур (отказы Tiger'a и jetstarAsia) и Лондон (отказы WizzAir).
Что же касается оценки действий по существу UTair'a в описанной в посте ситуации, достаточно понимать, что абсолютное любое государство, которое применяет визовый (то есть разрешительный) режим по отношению к государству, держателем паспорта которого является пассажир, всегда может поинтересоваться, и как правило интересуется, когда пассажир намерен покинуть эту страну. Это может свестись к вопросу и к ответу, но может -- и к проверке наличия билета.
У меня нет никаких сомнений, что у Utair была негативная практика, когда кого-то из их пассажиров не пустили в Латвию потому, что те не смогли убедить пограничников в намерениях покинуть страну в пределах действия визы; у них просили показать билеты, которые бы выступили таким подтверждением, но билетов не было, а словам латыши верить не захотели. Отсюда и требования. Я знаю только одну страну с визовым режимом, которая никогда не интересуется наличием обратного билета или билета в 3-ю страну -- это Камбоджа. То, что кхмеров интересуют только визовые сборы, настолько хорошо известно, что авиакомпании никогда не проверяют наличие билетов на рейсах в Камбоджу. На самом деле, в большинстве других стран с визовым режимом билеты тоже не проверяются иммиграционными властями, но почти всегда проверяются авиакомпаниями. Резюмируя -- считаю безумием лететь куда-либо, не обзаведясь билетами в 3-ю страну, обратными билетами или (более рискованно, но работает) билетами из соседней 3-й страны.
Действия UTair считаю формально соответствующими предписаниям IATA и требованиям иммиграционного законодательства Евросоюза.
Проверить соответствие своих данных требованиям въезда или транзита можно на сайте IATA:
https://www.iatatravelcentre.com/LV-Latvia-passport-visa-health-travel-document-requirements.htm#
Или, в более облегченной версии, на сайте некоторых перевозчиков -- как правило, соответствующие программы есть на сайте ближневосточных авиакомпаний.
https://www.emirates.com/ru/russian/before-you-fly/visa-passport-information/find-visa-requirements-results.aspx?NC=RU&NV=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&DC=LV&DV=%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F&h=da6c5b90ce1bc0643b93979fec2d70d786bec5d7
https://www.qatarairways.com/en/visa-and-passport-requirements.html