На сайте ФАВТ (Росавиация) регулятор разместил пдф-файл переписки, содержание которого, надеюсь, произведёт впечатление на тех, кто пока ещё не вполне сознаёт значимость транссибирского транзитного коридора для гражданской авиации, или проще -- критическое значение использования воздушного пространства России зарубежными перевозчиками.
https://www.favt.ru/public/materials//2/7/2/2/6/27226b192daa4333c2b2741c063e5dc8.pdf
Суть письма в том, что Росавиация предлагает и.о. Главного Управления гражданской авиации Министерства транспорта, морских дел и коммуникаций Турецкой Республики сделку: в обмен на согласие турецкой стороны (которое она, по контексту, ранее не готово было давать) на назначение второго регулярного перевозчика (причём на паритетных началах, то есть Россия не требует эксклюзивных привилегий!) на маршрут Новосибирск -- Анталия (в настоящее время с нашей стороны там летает s7-"Сибирь", с турецкой кажется никто), с правом семи рейсов в неделю, внимание, Турции предлагается получить право транссбирского коридора из Стамбул в Улан-Батор (летает на этом маршруте, конечно, Turkish Airlnes).
Турецкая сторона принимает это предложение.
Примечательно же такая сделка вот этим самым встречным предоставлением.
Посмотрите на карту. Воображая маршруты гражданской авиации, вы должны всегда делать поправку на плоскостное искажение: более короткий маршрут в Азию всегда будет по дуге, расположенной севернее (в иных случаях, когда идёт речь о северных маршрутах -- значительно севернее, благодаря приплюснутости Земли с Северного полюса) прямой линии, соединяющий пункт отправления и пункт назначения.
Но здесь ситуация уникальная. Самолет летит не из Европы, он летит из Стамбула.
Даже при существенной "выгнутости" (по сравнению с картой) на север маршрута из Стамбула в Улан-Батор он пролегает в основном через воздушное пространство Казахстана и только какие-то 100 км -- по китайской территории, которая крохотной перемычкой вклинивается между Казахстаном, Россией и Монголией.
Гугл тоже так считает.
Карта гугл тайская, ибо я в Паттайе, но всем всё видно.
Можно предположить, что турецкий перевозчик не хочет заручаться согласием на транзит у китайцев. Это всего 100 км, то есть не более 8-9 минут лётного времени. Но по каким-то причинам, Турции очень хочется свернуть чуть севернее. Может быть, потому, что все равно придётся иметь дело с Россией -- до вхождения в казахстанское пространство трасса идёт через южные регионы России.
Понятно, что российская сторона нуждается в значительном увеличении частот из Сибири в Анталию. Понятно, что эти рейсы увеличат число туристов из Сибири и снизят цены, но ведь и турки только рады будут нашим туристам. Так ли многого они могут ожидать за своё согласие? Может быть и нет. Но тут важно то, что маршрут якобы "выгнут" (по сравнению с картой) на север настолько, что для турков не так важно, лететь ли вдоль китайско-российской границе по китайской или российской территории.
Если бы этой мнимой выгнутости не было, турки предпочли бы договариваться с китайцами (представьте обманчиво "прямой" путь по карте из Стамбула в Улан-Батор). А благодаря ей, разница отсутствует (или пренебрежимо мала).
Если уж из Стамбула в Улан-Батор необходим сибирский транзит, можете представить, как располагаются трассы полетов в Азию из ДАЖЕ Южной Европы.
Про США говорить нечего -- они летают в Азию через Северный полюс и далее Сибирь, или же через Камчатку.
Напоминаю в очередной раз, что Россия не связана Чикагской конвенцией в части так называемой "первой свободы" -- обязанности предоставить воздушный транзит через своё пространство авиакомпаниям, перевозящим пассажиров без посадки на территории данной страны. Россия, как и Китай, как и некоторые другие крупные страны (Канада, Индонезия, Бразилия), видят свою выгоду в том, чтобы капитализировать свои стратегические преимущества на основании двусторонних договорённостей.