Правила перевозок пассажиров не устанавливают обязанности пассажиров доставлять бельё проводнику (на железнодорожном транспорте эти отношения урегулированы нормативно, а не определяются двухсторонним взаимодействием, как, скажем, в предприятиях общественного питания, администрация которых вправе установить правило о доставке грязной посуды клиентом в места её сбора). Проводник обязан забрать бельё и доставить в пункт его сбора самостоятельно. Если поезд является фирменным — пассажир вправе пользоваться бельём на всём протяжении маршрута (т.е. бельё должно быть застелено в момент появления пассажира в вагоне и убрано проводником не ранее, чем пассажир покидает вагон). Если это обычный поезд — проводник просто раздаёт бельё после появления пассажира на своём месте и собирает до прибытия пассажира на станцию назначения, и поэтому всё что должен делать пассажир — выполнять кредиторские обязанности (ст. 406 ГК), причём пассивные: не совершать действий, препятствующих должнику исполнять его обязательства. Обычай требовать от пассажира сдавать бельё является стихийным публично-правовым обычаем советского происхождения, основанном на rule of recognition Харта, в данном случае — признания лица с любыми распорядительными полномочиями источником публичной власти. Проводники отлично знают о недопустимости требования «сдавать бельё» в значении «принести им бельё», но иногда (сейчас уже редко) в плацкартных вагонах нефирменный поездов его предъявляют. Характерно, что это делает бригада литовского поезда СПб — Вильнюс, но никогда — русская. В целом, в ФПК сейчас строгая система контроля за действием персонала, а подобное наглое требование безусловно повлечёт для проводника дисциплинарное взыскание. Ещё раз, пассажир в нефирменном поезде должен просто не препятствовать проводнику забрать бельё. Считаю, что вежливым также было бы, при наличии возможности, собрать постельные принадлежности в виде, готовом для принятия проводником. В случае, если вы столкнулись с таким требованием, следует предложить проводнику забрать бельё, обратив внимание на то, что вы не препятствуете ему в выполнении его обязанностей. Если требование возобновляется, следует предупредить проводника о вашем намерении поставить в известность бригадира поезда (телефон указан на входе в вагон) и при необходимости осуществить это намерение. Кроме того, на входе в вагон указан адрес обращений с жалобами на действия персонала ФПК.
Единый телефон РЖД 8-800-775-00-00
ФПК отзыв https://fpc.ru/ru/7084